Мысли об обучении шитью…

Не так давно в инстаграмме столкнулась с мнением одной женщины, которая проводит очное обучение, суть её рассуждений в том, что шитью можно учиться всю жизнь. Признаться, меня затронула эта тема и мои мысли далеко зашли в этом вопросе, поэтому хотела бы поделиться своими мыслями с Вами.

Поехали…

Сразу прошу прощения за много букв — как говорится «Остапа понесло» 🙂

Утверждение — что «шитью можно учиться всю жизнь», на мой взгляд, противоречивое, так как термин «шитье» довольно многогранен.

Мне кажется, что пошив одежды (любой) состоит из 4 больших этапов:

  1. Конструирования;
  2. Моделирования;
  3. Подбора материалов;
  4. Технологии пошива.

Конструирование – этот раздел знаний конечен, то есть: Вы берёте методику построения конструкции (практически любую) и досконально её изучаете – фактически до уровня профессионала (отшив, по конструкциям этой методики, минимум 7-12 изделий). После этого Вам уже нет нужды изучать дополнительные методики – чтобы строить основу конструкции одежды. Можно это делать для общего развития и понимания особенностей каждой из методик, то есть, всю жизнь изучать методики можно – но совсем не обязательно.

Здесь есть проблема в том, что полных учебно-методических материалов по методикам очень мало, и многие любительницы шитья, даже проходя очное обучение в специализированных учебных центрах, не получают полных знаний, поэтому приходится добывать недостающие кусочки из других методик или методом «научного тыка» (то есть: проб и ошибок).

На мой взгляд, лучшим для начинающих (и не только) конструкторов индивидуальной одежды является метод ЦОТШЛ, так как:

  • Во-первых: у него есть полное описание (пусть и доступное не во всех библиотеках, так как последний раз издавалось оно лет 30 назад).
  • Во-вторых: метод разрабатывался для фигур людей проживающих на территории СССР (а не Китая или Италии).
  • В-третьих: метод не требует начальных знаний и опыта конструирования, то есть ничего не нужно брать «на глазок» — всё можно рассчитать по формулам.

Из моего опыта обучения на курсах кройки и шитья: Наша группа была из молодых и стройных девчонок и только одна девушка была полненькой. Поэтому нам на одних и тех же уроках давалась упрощенная методика построения основы конструкции на «типовую фигуру», а этой девушке дополнительно рассказывали, как делать рельефы и другие «корректировки» конструкции на полную фигуру, причем практически все коэффициенты давались числом – без объяснения, почему нужно брать именно столько (а что будет, если прибавить или отнять пару сантиметров от этой величины – не объяснялось). То есть, пройдя эти курсы на отлично, мы могли научиться строить конструкцию только на себя «текущую», а если фигура менялась или кто-то другой просил сшить ему что-либо, то конструкцию уже сделать было проблематично или невозможно.

И с тех пор на очных курсах ситуация практически не меняется (судя по отзывам моих учениц).

Моделирование.

Законы моделирования – их немного (около 15), поэтому запомнить их несложно. На усвоение «за глаза» хватит пары недель.

Сложность в том, как их применять – так как простые преобразования делаются с помощью 2-3 законов за 15-20 шагов моделирования (это Вы освоите в те же пару недель). Под шагом моделирования я понимаю одно действие – провести линию, или сделать разрез, или согнуть по линии деталь, или другое простое действие.

Сложные преобразования требуют от модельера-конструктора пространственного воображения – то есть, он должен представлять в голове – как будет выглядеть изделие при применении к его деталям того или иного закона, и в какой последовательности их лучше применять, так как при сложном моделировании количество используемых законов может доходить до 8-10 и потребует 100-200 шагов моделирования.

Здесь помогает только практика – когда Вы проводите моделирование сначала простых моделей, и постепенно усложняете процесс (каждое отмоделированное изделие нужно как минимум отмакетировать – чтобы понять были ли сделаны какие-то ошибки).

Подбор материала.

Это ВАЖНЫЙ этап пошива изделия, так как от правильно подобранного материала зависит не только его внешний вид, но и будет ли в изделии комфортно находиться, как долго оно не потеряет свой первоначальный вид, как сложно будет его обрабатывать и многие другие более мелкие факторы.

Из моей практики обучения материаловедению (науке о швейных материалах) – при наличии учебных материалов Вы можете на практике освоить эту науку за 2-4 недели.

Технология пошива

Технология пошива похожа на приготовление пищи: если картошечку почистить, положить в воду, поставить кастрюлю на огонь – то получим вареную картошку, а если картошечку почистить, сковородку на огонь поставить, масла подлить и туда картошку положить — получим поджаренную картошку. То есть, картошка одна и та же, но обработав её по-разному – получим разные блюда.

В общем случае, если мы рассматриваем технологию пошива – это последовательность обработок разных узлов или способы соединения этих узлов между собой. Соответственно, каждая такая обработка состоит из набора простых операций.

Например: обработки пошива втачного рукава с манжетом для сорочки и для платья могут быть как одинаковыми, так и отличаться дополнительными операциями (если, допустим, в платье есть подкладка рукава).

Операций пошива немного – фактически, это различные виды ручных и машинных строчек, либо другие простые действия – вроде убирания временной ручной строчки, пришивания пуговиц или работы с ножницами.

Количество возможных обработок в пошиве хоть и достаточно велико, но конечно, поэтому изучать их всю жизнь может только «круглый двоечник».

Более того, многие операции похожи – и делаются «по-аналогии» с теми, с которыми Вы могли сталкиваться ранее, поэтому их дополнительное подробное изучение не нужно, просто достаточно знать особенности.

Поэтому технология пошива изучается «от простого — к сложному»: сначала шьются изделия с простым набором обработок, в следующем изделии – технология усложняется и так далее. Как показывает практика – достаточно отшить по паре изделий каждого вида (юбка/сорочка/платье/брюки/жакет/пальто), чтобы у Вас в голове и «руках» закрепились знания и навыки необходимые для его пошива.

Вот такие рассуждения позволяют сказать, что при желании освоить пошив разных изделий – времени это займет 2-3 года, даже если Вы делаете всё небыстро. Просто важно не бросать своё самообразование и не делать больших перерывов между изделиями.

Что ещё сказать на эту тему? Пожалуй — правильная последовательность обучения и «собранные в кучку» необходимые учебные материалы будут сильно ускорять процесс. И крайне желательно найти себе наставника, который сможет подсказать или помочь найти ошибку – если Вы столкнётесь с трудной ситуацией в пошиве изделий.

С уважением, Минулина Ася

P.S. Если Вы ещё в самом начале данного пути и есть желание получить «крепкую базу» для своего самообразования – рекомендую обратить внимание на наш кастомарафон «Постигаем вместе основы кроя и шитья»

P.P.S. Если же Вы находитесь уже в процессе, но Вам требуются хорошие учебные материалы и поддержка преподавателя, то обратите внимание на наши видеокурсы:

Материаловедение 2.0: Как выбрать ткань

Базовый гардероб. Шьём прямую юбку

Базовый гардероб. Шьём сорочку

Базовый гардероб. Шьём классические брюки

Базовый гардероб. Маленькое Черное Платье

Базовый гардероб. Шьём деловой жакет

Базовый гардероб. Шьём комбинезон от Valentino

Коктейльное платье – от идеи до сшитой вещи

Конструирование и пошив мужского пальто

А так же вебинары и мастер-классы, список которых есть на этой странице.

 

P.P.P.S. А Вы как думаете — кто прав?

Забрать себе в ...

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

О Минулиной Асе

Минулина Ася - модельер-конструктор одежды, руководитель проекта "Школа Шитья". В рамках этого проекта Ася учит девушек и женщин конструированию одежды на индивидуальную фигуру, моделированию одежды, правильной технологии пошива и материаловедению (то есть - подбору идеального материала для будущего изделия).

С курсами созданными в рамках проекта "Школа Шитья" Вы можете познакомиться на этой странице.

Мысли об обучении шитью…: 2 комментария

  1. Вот и я задалась целью сшить пиджак старшему сыну(младшему сшила пиджак по Бурде ,т.е. по упрощенной технологии),но найти технологию обработки пиджака вручную не-воз-мож-но.Всё даётся как в мозаике.А картинка не складывается полная.
    Вот и сижу в интернете,пытаюсь сложить пазл.Если учесть ,что втачиванию рукава некоторые подмастерья учатся 7 лет(это не шутка).Мне на курсах преподаватель рассказывала.Тем более понимать почему ,какого вида должны быть в идеале детали в мужской одежде так это ж песня(это я про нагрудные платки,петлицы(не петли) и т.д.

  2. Я шью лет 5, разумеется, до сих пор учусь. Думаю, процесс обучения может быть бесконечным, так как постоянно появляются новые материалы (ткани, фурнитура, прокладочные-клеевые), с которыми нужно учиться работать, совершенствуется техника, и навыками работы с ней тоже нужно овладевать. Ну кто думал лет двадцать-двадцать пять назад (когда активно шила моя мама), что появятся бытовые машины с разными видами петель и бытовой оверлок будет реальностью, а не мечтой? Тогда зигзаг на электромеханической «Чайке» казался достижением инженерной мысли. Технология пошива тоже совершенствуется, если следить за новыми тенденциями, то учиться придется каждый день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *